Пишем удобный текст. Индекс Флеша – Кинкейда.

0
49

Вы когда-нибудь задавались вопросом о том, каким должен быть текст? Казалось бы, что тут такого-настрочил 2000 символов, по тематике подбил и пойдет! Ан нет! Нужно писать удобный текст, который гораздо приятней для восприятия, не имеет воды, да и вообще, наиболее полным образом раскрывает смысловую нагрузку от прочитанного!

Слышали когда-нибудь фразу “будь проще”? В этой статье мы будем разбирать, как же научиться “быть проще” при написании текста. Но для начала, приведу вам маленький пример:

Представьте себе, что вы хотите приготовить салат, открываете книгу с рецептом, читаете и офигеваете!Казалось бы, вместо обычных “возьмите помидор, разрежьте его на 2 части и посолите” вы видите там: “возьмите одну разновидность многолетних травянистых растений семейства пасленовых, путем продольного рассечения разделите острым ножом на 2 части и посолите“! С ума сойти можно, не правда ли!?

Немного теории или Индекс Флеша-Кинкейда

Для того, чтобы освоить азы написания удобного текста, был придуман Индекс Флеша-Кинкейда и разработана формула.

Индекс Флеша-Кинкейда или Индекс удобочитаемости  — это мера определения сложности восприятия текста читателем. Индекс удобочитаемости может вычисляться на основе нескольких параметров: длины предложений, слов, удельного количества наиболее частотных (или редких) слов и т. д.

Формула Флеша-Кинкейда (Flesch-Kincaid) 

Одна из самых популярных формул. Состоит из двух тестов: Flesch Reading Ease и Flesch–Kincaid Grade Level. Оба использут одни и те же ключевые параметры для оценки удобочитаемости: длина слова и предложения. Разница лишь в том, что первую применяют для оценки любых текстов, вторую чаще всего испльзуют в университетских кругах.

Обе формулы изобрел Роберт Флеш, а его коллега Питер Кинкейд доработал второй тест по заданию военно-морских сил США. Сегодня во многих штатах по закону установлен допустимый уровень удобочитаемости для официальных документов. К слову, по результатам теста Флеша-Кинкейда, большинство текстов Википедии очень сложны для восприятия, а издание «Ридерз дайджест» читать намного сложнее, чем Time.

Флеш проводил исследования на отрывках текста длиной в 100 слов. Легкость чтения по Флешу – это число от нуля до ста, показывающее, насколько текст легок для чтения. Чем больше число, тем текст легче; результат в 70–80 баллов говорит о том, что текст читается достаточно легко, 60–65 – средние тексты, менее 30 – трудные тексты.

Rudolf Flesch (1911–1986) – американский специалист в области образования, определивший характеристики текста, которые делают его трудным или легким для понимания. Свои выводы он сделал на основе исследования текстов «Экзаменационных уроков для чтения», которые традиционно использовались в американской школе при переводе учеников из одного класса в другой. Флеш определил главные характеристики текста, влияющие на его восприятие – это число слогов на сотню слов и средняя длина предложения. Именно формула соотношения этих характеристик тесно связана с уровнем понимания текста учеником. Эта методика получила название «формулы читабельности Флеша».

Формула была предложена в 1943 г., а в 1948 г. агентство Ассошиэйтед Пресс проверяло на трудность выпускаемые ими материалы. Тест читабельности по Флешу получил широкое распространение после принятия в ряде штатов США законодательных норм, требующих, чтобы текст договора страхования мог быть понятен для лиц со средним образованием.

Автоматический индекс удобочитаемости (Automatic Readability Index/ARI) 

Этот индекс определяет удобочитаемость так: количество знаков делится на количество слов с пробелами, потом количество слов — на число предложений. По ARI тексты бывают 14 уровней удобочитаемости: первый доступен ребенку от 6 до 9 лет, последний —  14-летнему школьнику-американцу. Считается, что к моменту окончания школы выпускник должен свободно понимать тексты 12 уровня сложности.

Общие сведения об уровне удобочитаемости

Результаты любой проверки на удобочитаемость основаны на величине среднего числа слогов в слове и слов в предложении. В следующем разделе описывается, как в каждом из тестов считается показатель удобочитаемости файла.

Проверка удобочитаемости по Флешу

В этой проверке текст оценивается по 100-балльной шкале. Чем выше значение, тем проще понять документ. Для большинства стандартных файлов следует добиваться значения от 60 до 70 баллов.Формула расчета показателя удобочитаемости по Флешу:206.835 – (1.015 x ASL) – (84.6 x ASW)где:ASL = средняя длина предложения (число слов, деленное на число предложений);ASW = среднее число слогов в слове (число слогов, деленное на число слов).

Школьный тест по Флешу-Кинкейду

Этот тест используется для оценки текстов на экзаменах в школах США. Например, значение 8,0 означает, что этот документ может понять ученик восьмого класса. Для большинства документов следует добиваться уровня от 7,0 до 8,0.Формула для школьного теста Флеша-Кинкейда:(.39 x ASL) + (11.8 x ASW) – 15.59где:ASL = средняя длина предложения (число слов, деленное на число предложений);ASW = среднее число слогов в слове (число слогов, деленное на число слов).

Наиболее популярная мера была создана Рудольфом Флешем, изначально для английского языка.

Адаптированная для русского языка формула выглядит так:

Таким образом, согласно этой формуле можно составить таблицу:

Индекс Уровень удобочитаемости Уровень образования
90–100 очень высокий 5 классов
80–90 высокий 6 классов
70–80 выше среднего 7 классов
60–70 средний 8-9 классов
50–60 ниже среднего 10-12 классов
30–50 низкий вуз
0–30 очень низкий выпускник вуза
Чем проще текст-тем выше уровень восприятия! А значит, больше человек смогут получить от него ценную информацию!

Хорошо, с этим я думаю вы всё усвоили, но как же все эти знания применить на практике!? Должен же быть автоматизированный способ узнать, насколько сложные текст вы пишите или читаете!?

И такой способ есть!

Методы проверки удобности текста

Проверить насколько вы написали удобный текст с помощью Microsoft Word

Вы будете приятно удивлены, узнав, что в простом и доступном всем Microsoft Word присутствует такая проверка!

Когда в Microsoft Word заканчивается проверка правописания, можно вывести на экран сведения об уровне удобочитаемости документа, включая показатели удобочитаемости по Флешу–Кинкейду, но для начала необходимо включить данную функцию, для этого:

  • Откройте в Word вкладку Файл и выберите пункт Параметры.
  • Выберите пункт Правописание.
  • Убедитесь, что в разделе При исправлении правописания в Wordустановлен флажок Во время проверки орфографии также проверять грамматику.
  • Установите флажок Показывать статистику удобочитаемости.

Если после этого в документе запустить проверку правописания (вкладка Рецензирование, кнопка Правописание), то после окончания проверки орфографии появится окно Статистика удобочитаемости. Результаты проверки на удобочитаемость основаны на величине среднего числа слогов в слове и слов в предложении.

Влияние языков на уровень удобочитаемости

Используемые в документе языки могут влиять на то, как программы Office проверяют и сообщают показатели удобочитаемости.

  • Если настройка Word предполагает проверку правописания текстов на других языках, а документ содержит текст на нескольких языках, Word выводит статистику удобочитаемости для текста на последнем проверенном языке. Например, если документ содержит три абзаца: первый — на английском языке, второй — на французском, а третий — снова на английском, Word выведет статистику удобочитаемости только для английского текста.

  • Для некоторых европейских языков в англоязычном документе Word выводит на экран только сведения о суммарных и средних значениях, а не об удобочитаемости.

В частности, так происходит и для русского языка. К тому же Word не выводит параметр ASW (среднее число слогов в слове), а выводит среднее число символов в слове, и что с этим параметром делать – не ясно…

При анализе англоязычного текста в окне Статистика удобочитаемости появляется область с результатами теста Флеша и школьного теста по Флешу–Кинкейду.

Видно, что использованный для проверки текст довольно сложный: тест Флеша = 32 и существенно ниже 60, а тест Флеша–Кинкейда = 13,1, что существенно выше 8.

С Word все понятно, но есть и другие способы проверки текста!

Онлайн проверка удобного текста

Для этого необходимо обратиться к сервису Оценка читабельности текста

Очень полезный сервис, который не имеет замысловатых регистраций, функций и прочих ненужных функций, зато отображает довольно  таки полную информацию о вашем тексте.

Для этого достаточно перейти во вкладку “Текст”, скопировать туда ваш текст и нажать на кнопку “Рассчитать”:

Как видим, Пушкин не такие уж и простые стихи писал! А теперь давайте вспоминайте, в каком классе Вас их учить заставляли!? Пишем в комментариях ниже.

Также на данном сервисе присутствует проверка уровня читаемости посредством URL:

В данном случае, я произвел просчет уровня читаемости статьи Как правильно подобрать ключевые слова?

Довольно таки не плохой результат!

Вывод

Старайтесь писать простые и понятные для максимального количества возрастной аудитории текста!

Не ленитесь лишний раз проверять ваш текст или публикацию. Особенно данная информация будет полезна для тех, кто занимается фрилансингом в области написания статей!